ИКаР без границ

О соревнованиях «ИКаР без границ»

«ИКаР без границ» — открытый заочный конкурс технической направленности для детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ), который проводится в рамках Всероссийского робототехнического форума дошкольных образовательных организаций «ИКаРёнок»

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним

Для учащихся с ОВЗ предметно-практическое обучение (системно-деятельностный подход) имеет особое значение, поэтому в системе современных информационных технологий образовательная робототехника приобретают ведущую роль в когнитивном и социально-эмоциональном развитии обучающихся с ОВЗ.

Кроме того, успешное выполнение федерального государственного образовательного стандарта, ориентированного в первую очередь на личностное развитие учащихся, предполагает использование современных подходов к организации образовательного процесса, прежде всего системно-деятельностного подхода. Первичный дефект учащихся с ОВЗ, вызванный непосредственно биологическим фактором, влечет за собой вторичные нарушения: особенности психофизического развития и общее недоразвития личности в целом. Сложная структура дефекта психического развития ребенка ОВЗ требует особого психолого-педагогического подхода в обучении.

Техническое конструирование является одним из продуктивных методов формирования творческой, разносторонне развитой личности, позволяет включать детей с ограниченными возможностями здоровья в социально значимую деятельность, способствует их самореализации.

Российская Ассоциация образовательной робототехники запустила образовательный проект по работе с детьми с ОВЗ «ИнженерикУм».